На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Аристотель
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.)

Аристотель

Родился в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отсюда имя Стагирита. Самоубийство.

Основатель школы в Ликеях – перипатетической. Школа его получила название перипатетической, оттого ли, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед (περιπατεϊν), или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил.

Философия является логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Ф-я А. – вершина не только античной ф-фии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.

Создатель самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на эмпирический материал, созданы новые научные направления.

Работы:

1. Онтология. «Метафизика». Андроник Родосский.

2. Посвященные вопросам философии природы и естественных наук. «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных».

3. Обществознание. Этические, политические, эстетические труды – «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др.

4. Логика и методология. «Органон»

1. Онтология. Основа бытия – первая материя, она принципиально не определима, чувственно не постижима,и образует «потенциальную» предпосылку существования. И хоть она – основа бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная ступень между первой материей и реально существующим миром – четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют 4 осн. элемента: огонь – теплого и сухого и т.д. Основа реальных вещей – комбинации 4 элементов. В отличие от первой материи существующие вещи постижимы. Они суть соединения материи (гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм. Форма образует из потенциального бытия действительное. Т.о. действительное бытие представление собой единство материи и формы. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, разительный в системе Платона.

2. Душа присуща всем объектам живой природы: растениям (вегетативный уровень души), животным (чувственный) и человеку (разумный – мыслит и познает). Душа как форма, «первая энтелехия» природного тела. Энтелехия – движущая сила, превращающая возможность в действительность. Человек – политическое существо.

3. Познание. Полностью признает первичность материального мира. Первый уровень познания – чувственное. Познание – развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным. Градация:

ощущение,

представление,

опыт, усиленный памятью,

искусство,

наука – вершина, его содержание – познание общего.

Считал, что общее можно познать не на основе «воспоминания», но посредством познания единичного и сопоставлять с практической деят-тью.

Чувственное познание считал истинным, лишь когда процесс познания переходит от восприятия к представлениям, возникают ошибки. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, А. отличает от мнения. Оно также опирается на чувственное познание, но представляет совокупность случайных фактов, задача же научного познания- постижение всеобщего и необходимого.

Теоретическое познание необходимо предохранить от пустой спекулятивности, это ведет А. к развитию логики, которую понимал как орудие научного познания. «Органон» - орудие. Заложил основы логики как науки (формулирование закона тождества (предметы тождественны сами себе),закона противоречия (невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание и его отрицание) и закона исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно)).

4. Естествознание. Геоцентрическая система мира. Все, что находится в простансте от лунной сферы до Земли, наполнено материей – «сублунарная», т лунной сферы до Солнца, вплоть до границ Космоса наполнено эфиром.

5. Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика».

Его социальные представления социально детерминированы. Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство А. понимает как развитое сообщество общин, а общинукак развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство.

А. – защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству.

Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои.

Понятия государство и общество А. отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Различает три хорошие и три дурные формы государства.

ХорошиеПлохие

Монархиятирания (возникающую как деформацию монархии)

АристократияОлигархия

ПолитеяДемократия

Основные задачи государства – предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданина, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.

Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал гос-ва – общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.

6. Этика. Обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Добродетели разделяет на две группы:

- дианоэтические (разумные), относятся к умственной деятельности. Возникают путем обучения.

- этические, относятся к характеру человека. Результат привычки.

Поведение – уклонение от крайностей как гарантия добродетельной жизни. Основа уравновешенной и благополучной жизни он видл в умеренности.

Через всю этику (и политику) проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (познавательной деят-тью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.

7. Эстетика. Придает искусству большое значение (как одна из высших ступеней в познавательной деят-ти). Искусство отражает существенные взаимосвязи в форме изложения конкретного. Взаимоотношение содержания и формы произведения. Однако, А. не подчиняет строго содержание форме. Худ-ть формы оценивает в соот-вии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным.

 

 

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество