На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Аврелий Августин
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Аврелий Августин (354-430)

Аврелий АвгустинВершина патристики.

Родился на север Африки, очень эмоциональный, темпераментный. Был наименее святым, и наиболее человеком.

«Хочу познать Бога и душу. - И нечего кроме этого? – Совершенно ничего».

«О троице», «Исповедь», «О граде божьем» - Главное произведение, т.к. содержит его историко-философские взгляды.

  1. Предпосылки ф-фии. Симбиоз христианских и древних доктрин. Платон.

Его творчество – звено между философией Платона и мыслителями средневековья.

  1. Он сделал Бога центром философского мышления. Теоцентризм. Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего. Он сотворил мир и продолжает его творить. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания, бог как единственное благо является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии.
  2. Душа в духе идей Платона: не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. От тела отличается совершенством. Душа близка боги и бессмертна. Превосходство души над телом. Душа, а не тело познает бога.
  3. Основа духовной жизни- воля (как активный хар-р), но не разум (пассивный), т.к. сущность каждой вещи проявляется в ее активности. Волюнтаризм.
  4. Дуализм. Мир – акт божественной воли, в отличие от неоплатонического монизма, где бог и мир имеют один и тот же характер. Существуют два мира: идеальный – в боге и реальный – в мире, возникший благодаря воплощению идеи в материю.
  5. Теория познания.

- Цель и смысл человеческой жизни – счастье. Достижение счастья предполагает познание бога и испытание души. Познание возможно (в отличие от скептиков). Душа – устойчивый пункт в постоянно меняющемся мире, поэтому познание осуществляется через познание своей души. Сущность теории познания – априорность, творцом всех идей и понятий является бог.

- Истину о боге не может познать разум, но вера, которая относится скорее к воле, чем к разуму. Утверждал единство веры и познания, вера и разум взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь». Тезис о первенстве веры над разумом. Наивысший источник веры – церковь как последняя инстанция всякой истиныв отличие от «отцов церкви» - Библия).

7. Теодицея – защита совершенства творения

- бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога.

- зло есть лишь недостаток добра, а не противоположность добру.

- зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее.

Т.о. не отрицает наличие зла в мире, но понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

8. Время. Перед сотворением мира время не существовало, оно проявляется как следствие божественного творения. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Для человека настоящее распадается, на «настоящее прошлое» (память), «настоящее настоящего» (созерцание), «настоящее будущее» (надежда). Т.о. время существует в уме человека. Тогда время может быть только в голове сотворенного существа, значит до Бога и акта творения мира не было, что и требовалось доказать.Приведение как б., так и п. к настоящему доказывает божественную абсолютность. «Сегодня» Бога – это вечность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим.

9. Социально-политическая доктрина. Основана на идее неравенства. Земная иерархия – отражение иерархии небесной, «монархом» которой является бог.

История имеет вектор движения: от земного града ко граду Божьему. История движется в борьбу и противоречии друх градов.

Единство человеческой и божественной истории, которые теку в противоположных, но неразделимых сферах – град земной и град небесный. Главной предпосылкой принадлежности к груду божьему служат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.

Периодизация истории земных градов-обществ. Аналогия с шестью днями творения. Эсхатологическая концепция, религиозно-теологическая идея прогресса.

Вне церкви нельзя обрести спасение. Церковь – зримый представитель царства божьего на земле. Теократическое понимание общества.

10. Человек. Есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человеческая личность свободна (даже если это раб) выбирать между добром и злом. Человек – не просто «раб Божий», он – личность, связанная с Богом, подобие Бога. Признает любого человека (даже ребенка) личностью.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла