На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Дж. Бруно
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Джордано Бруно (1548-1600)

Джордано БруноВершина натурфилософии Возрождения.

«О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах».

Сожгли.

 

Отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия ожжет иметь влияние на примитивные народы. В будущем место религии должна занять «религия разума».

Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и мат. основах.

 

  1. Влияние оказали открытия Коперника, философским источником являются идеи Кузанского и Телезио. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы. Опираясь на теорию Коперника, он освободил ее от конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце центр Вселенной, а потому неподвижен. Он доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится по всюду и – нигде, т.е. обосновывал идею бесконечности.
  2. Пантеизм философии. Самый радикальный из всех систем итальянской философии природы. Поэтому вступил в конфликт с церковью, схоластической наукой (отрицание загробной жизни, сомнения в непорочном зачатии).
  3. Панпсихический материализм. Всеобщая одушевленность материи. Против схоластики (материя – некая «чистая» возможность, против Аристотеля (материя – пассивна). Важнейшим положением Бруно, было в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога, по Бруно, не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы.

Материя как активный, творческий принцип. Единое, материя – неразвернутая причина всего существующего. Против дуализма схоластки. Мир является единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц.

Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения. «Неподвижность» целого понимается как абсолютность движения, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя).

  1. Цель философии. Теория познания. Цель -  в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. В человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума – проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы, т.е. ее божественности. Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.
  2. Этика. Этические воззрения в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности  является деятельность, земные цели человека.
  3. Космология. Космос – одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, объект и субъект. Бруно отвергает представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.
Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла