На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Ф. Бэкон
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Фрэнсис Бэконанглийский философ (родился в Лондоне), писатель, политический деятель, занимался судебной практикой (прелестно!), генеральный прокурор Англии. Занимал крупные гос посты, обвинен во взяточничестве и отстранен от всех должностей.

“Новый органон или истинные указания для истолкования природы” 1620

“Великое восстановление наук”

Исходя из разработанной им классификации наук, в основе которой способности человеческого разума (память, воображение, рассудок), Бэкон считал источником философии рассудок, ее предметом – Бога, природу и человека.

Главная задача научной философии – «очистить» разум от «идолов» субъективности и ложных авторитетов, представить категории и принципы, необходимые для всех областей знания.

Новая методология: разделение наук о природе на теоретические (исследование причин) и практические (получение результатов), разработка опытно-экспериментального метода, индукции как логики познания – решительно опровергала схоластику и ее силлогистическо-дедуктивный метод.

Цель познания – практическое преобразование природы. Научная истина не зависит от религии, цель которой служить основой полит и нравств объединения людей.

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Философия должна носить прежде всего практический характер.“Господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”.

Бэкон провозгласил: “Знание – сила”. Могущественен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, идущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Индуктивный метод познания (от наблюдения единичных факторов к широким обобщениям).

Новое понимание задач науки. Именно он “зажег” методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Но опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”.

“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

“призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;

“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты.

Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причины.

Борьба с призраками еще не гарантирует правильного познания. Необходим правильный метод – медленное восхождение к общему. Прежде всего необходимо расчленение, анализ природных явлений. Следующий этап – нахождение “простых природ” - свойств явлений. Только с помощью индуктивного метода мы поднимаемся к общему, фундаментальному знанию.

Наука не зависит от религии, дело которой – нравственные отношения. Наука состоит из двух видов знаний – один внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука таким образом делится на теологию (богословие) и философию. Он стоял на позиции двойственной истины: истина религиозная и “светская”. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как “светская” истина постигается опытом и разумом.

Классификация человеческого знания основывается на трех способностях разумной души. История основывается на памяти, поэзия – на воображении, философия – на рассудке. Человеческая духовная способность определяет наш опыт.

Основная идея: “Данность мира в ощущениях”.

Сенсуализм (восприятие, чувство) считает чувственное познание - основной способ познания мира.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла