На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (14-16 в.)

Эпоха Великих географических открытий (Колумб, Васко да Гама, Магеллан), возрождение естественных наук (Коперник, Галилей), социально-политические гипотезы и учения (Макиавелли, Мор, Кампанелла) формировали идеологию гуманизма (человек не средство, а цель).

Античность ориентировалась на созерцание, средние века видят предел активности в молитве, для Возрождения герой – творец (художник, поэт, скульптор, архитектор...).

1. Время крупных экономических изменений. Элементы ренессанса начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Время до буржуазных революций. Энгельс: «Ренессанс основывается на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов». В связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производительности труда. Сначала Италия, потом европейский характер.

2. Главные носители идеологии Ренессанса – мещане, городские высшие слои, монастырские и церковные интеллектуалы – в противоборстве со средними и низшими слоями. Мещанские верхи стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного аппарат и церкви. Главная черта этого исторического процесса – направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков. НО гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим социальным классам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки.

3. Переход к антропоцентрическому пониманию мира (от теоцентрического). Признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. . Подчеркивается субъективная, активная, практическая сторона познания. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому появляется интерес к античному культурному наследию. Самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. НО это новое, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой РАМКАМИ религии.

Специфическая черта– деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе (“природа есть Бог в вещах”, - Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский).

Пантеизм (pan – все и theos – Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Такой пантеизм наделял природу способностью к творчеству, понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда “натуральная магия”, алхимия.

Важнейшие поле боя, на котором происходило сражение между новы и старым миром, религией и наукой, была астрономия.

Николай Кузанский

Джордано Бруно

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла