На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Фома Аквинский/Фома Аквинский
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Фома Аквинский (1225-1274)

Фома АквинскийИталия. «Ангельский доктор» за мягкость хар-ра.

Расцвет схоластики. Его работы – доктрина римско-католической церкви.

В начале 13 в. в западных областях Европы происходит быстрый подъем общественно-экономического развития, рост производительных сил. Ширятся различные еретические движения, неудовлетворенность существующими социальными отношениями (в основном – городские ремесленники). Против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, придать законченность системе католического учения.

Начиная с 12 в. Европа через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля. В результате продолжительных споров победило мнение, чтотеология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля.

Растущее влияние Аристотеля выявилось в новую теолого-философсккую систему, которую создал Ф.Аквинский.

«Сумма теологии» (разрабатывается католическая догматика – основное произведение всей схоластической теологии) и «Сумма против язычников».

1.Области науки и веры ясно определены. Познание должно быть направлено на объект,а не внутрь, на субъективные формы мышления. Возможность достижения объективного и истинного знания, однако познание не может охватить все. Выше находится богословие (таинства христианской веры, например). Но между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог.

2.Роль философии. Как орудие теологии. Ф-я должна служить вере тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что может ослабить выставленные против истины (веры) аргументы.

3.Учение о бытии. Мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.

- неживая природа (самая широкая)

- мир растений и животных

- мир людей

- наивысшая ступень, первая абсолютная причина – бог.

Понятия эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее состоит из сущности и существования. У бога сущность тождественна с существованием. А сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, т.о. имеет характер обусловленный и случайный. Т.о. ФА укрепляет дуализм бога и мира.

4. Онтология. Учение о форме и материи Аристотеля. Материальные вещи- синтез пассивной материи и активной формы. Материально состоит из формы и материи, духовное – имеет лишь форму.

Концепция универсалий (общее понятие).

- существуют в самих вещах как их сущностная форма.

- образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

- существуют до вещей как идеальный предобраз.

5. Доказательство существования бытия Бога. Можно доказать посредством разума.

- движение. Первый двигатель – бог.

- причина. Первая действующая причина – бог.

- взаимоотношения случайного и необходимого. Первая необходимость – бог.

- степени качеств. Должна существовать наивысшая степень совершенства – бог.

- полезность. Существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели, это бог.

6. Познание бога. Познать бога можно в трояком смысле. См. универсалии.

- через природу

- на основе подобия творца и сотворенного

- все понято как частица бесконечного совершенного бога.

7. Учение о душе. Душа – чистая форма без материи. Этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Душа – формирующий принцип, действующий во всех жизненных проявлениях. Различает вегетативную душу (растения – обмен в-в и размножение), сенситивная (животные – чувственное восприятие, свободное движение), человек – разум.

8. Познание. Опосредовано разумом. Приоритет разума перед волей. Пассивный характер познания. Источник познания не причастность к божественным идеям (либо воспоминания о них), но опыт, чувственное восприятие. Если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью абстракции.

9. Этика. Учение о добродетелях: мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. Основано на предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Предпосылка нравственного поведения – свобода воли.

Смысл жизни – в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Бог – неисчерпаемый предмет познания. Высшая цель – достижение небесного блаженства. К нему человека ведет церковь, но не гос-во.

10. Политическое устройство. Выступает против социального равенства. Лучшая форма гос-ва – монархия. Монарх должен быть в совеем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Но подчинение светской власти духовной власти.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество