На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Мах/Мах
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Мах Эрнст (1838-1916)

Эрнст МахФизик, физиолог

«Анализ ощущений и отношения физического к психическому» 1907

Мах считал, что научные понятия должны быть определены через наблюдаемые данные, последние же сводятся к основным «элементам» - чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащим в основе всякого познания. С ощущениями связаны чувства, настроения, волнения, Тела – это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, тонов и т.д.), между которыми существуют пространственные и временные связи. «Я» - относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений, связанный с особым, живым телом. С т зр М, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психического, поскольку «элементы» - ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физ, ни к псих сфере. Рассматривая мир как «комплекс ощущений», Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки считал обеспечение «экономии мышления». Излишней для науки оказывалось наличие объяснительной части, например, понятие причинности.

Мир совершенно объективен, т.е. независим от индивидуального сознания. Законы его навязаны нам как необходимое, неизбежное и чуждое.

Судить же о мире мы можем лишь на основании общения с ним, результатом которого является содержание нашего сознания (в махизме = понятию «опыт») – объективно существующие вещи и феномены субъективной жизни. Человек не может судить о том, что не дано ему в опыте. Опыт – то на чем основана наука. Всякое стремление выйти за пределы опыта сомнительно.

Содержанием опыта объективно, его элементы нейтральны, будучи рассмотрены безотносительно к воспринимающему их индивидуальному сознанию (в отличие от Юма – феномены психические, Конт – результат творчества сознания). Но взятые в процессе их восприятия субъектом, они – ощущения.

М интересует не существование объективного мира, а то как он дан индивидуальному сознанию, как в рамках опыта даны сознанию объективное и субъективное – центральная ф-кая проблема.

Первое, что находит каждый из нас в сознании – мелькание красок, форм, звуков, запахов и т.д. Этот материал он называет первичными нейтральными элементами. Они не сотворены сознанием, а порождены воздействием внешнего мира. Они объективны. Однако судим о них мы лишь постольку, поскольку они становятся нашими ощущениями, т.е. поскольку мы воспринимаем их. Мир, данный нам в ощущениях, свою конкретную форму и вид получает относительно способов восприятия.

Мы воспринимаем мир как совокупность устойчивых единичностей, которые обладают целым набором чувственно воспринимаемых свойств и выступают как связанные комплексы ощущений. Устойчивость – основной принцип существования комплекса, важны его постоянные характеристики. Устойчивые комплексы опыта различаются, образуя два самостоятельных, независимых (или парал-ных) ряда. Всякая попытка установить их связь является метафизикой. Критерий их различия – отношения к индивидуальному сознанию. Физические тела независимы от него и сущ-ют «для всех» (дерево не перестанет сущ-ать, если от него отвернуться). Психические феномены сущ-ют только для нашего сознания.

Принцип организации психического мира – ассоциация, центом которой является наше «Я». Физическое и психическое – только две формы связи опыта, а не два различных его содержания.

Предмет науки – феноменальная сфера, и ее дело – устанавливать связи внутри этой сферы – законы.

Задача познания состоит в том, чтобы правильно, точно констатировать и без всякого искажения описать связь элементов и комплексов. Задача чистого описания.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла