На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Платон
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


ПЛАТОН (427-347 до н.э.)

Платон

Афины, по происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии.

Учение Платона – синтез учений Гераклита, Пифагора и Сократа.

Его философия являет первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма.


Творчество имеет приблизительно 3 этапа.

  1. Начало – смерть Сократа. Написание Диалогов, как правило, не выходят за рамки философских воззрений Сократа. «Апология Сократа», «Критон».
  2. Путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Изменяются содержание и способ философствования Платона. Закладывает основы объективного идеализма, критика Демокрита. «Закон» («Политея»). Вопросы метода познания идеи. Использует для его определения термин «диалектика». «Федон».
  3. Переоценка своего прежнего понимания идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности, понимание идеи приобретает определенную застылость. Объединение теории «идей» с пифагорейской мистикой чисел. «Парменид».

1.Онтология. Материальный мир вторичен, является «тенью» и произведен от мира идей. Все явления и предметы материального мира преходящи и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи – подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. Это – ядро объективного идеализма.

Между миром идей, как реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой) существует кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир реальных чувственно воспринимаемых явлений и вещей). Реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием).

2. Теория познания (гносеология). Отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми они встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

3. Душа. Бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Три части: высшая – разум, воля и благородные желания, низшая – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из частей души преобладает, человек на это ориентируется.

4. Космология. Отвергает учение о материальной сущности мира. «Тимей». Геоцентрическая система. Космос конечен. Небесные тела – одушевлены. Создатель – Демиург – сообщил миру определенный порядок.

5. Учение о гос-ве. «Политея», «Номои». Гос-во возникает, по П., потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Строит теорию идеального гос-ва - как общество

трех социальных группдобродетели

правители (философы), мудрость

стратеги (воины), храбрость

производители (земледельцы и ремесленники)умеренность.

«Надсословная» добродетель – справедливость.

Классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

приемлемые формы- Аристократическая республика

(а не монархия)

регрессивные (упадочные ) -тимократия (власть, основанная на военной силе),олигархия, демократия (власть толпы, неблагородного демоса),тирания

6. Этика. Ее основа – осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Подчеркивает значение набожности и почитания богов.

7. Эстетика. Искусство оценивает низко. Считал его лишь подражанием материальному миру, т.е. неподлинному бытию. Но допускал его существование в идеальном гос-ве, подчиняя его социальные ф-ции гос-ву.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла