На главную Карта сайта Написать письмо
Главная/Сократ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аристотель
Сократ
Платон
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аврелий Августин
Фома Аквинский
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский
Дж. Бруно
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Спиноза
Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Беркли Дж.
Юм
Паскаль
Галилей
Ньютон
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Кант
Гегель
Фихте
Шеллинг
ИРРАЦИОНАЛИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Шопенгауэр
Кьеркегор
Ницше
Гуссерль
Сартр
ПОЗИТИВИЗМ
Конт
Милль
Мах
Поппер
НЕОКАНТИАНСТВО
Виндельбанд
Риккет
ПРАГМАТИЗМ
Пирс
Джемс
Дьюи
Поиск
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Античная философия

Средневековая философия

Философия возрождения

Философия нового времени

Немецкая классическая философия

Философия начала 20 в. (иррационализм, экзистенциализм, философия жизни)

Позитивизм

Неокантианство

Прагматизм

 

 

 

 


Сократ (469-399 до н.э.)

СократВ центр философских интересов ставит проблему субъекта – человека. Отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнюю».

«Знаю, что ничего не знаю» – необходимость более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призвание считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Поэтому не оставил никаких трактатов.

Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя».

Главная задача ф-фии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Основной вопрос ф-фии решает идеалистически.

Этика. Важно познание «самого себя». В отличие от материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали «прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннегоголоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истин. Даймонион имеет божественное происхождение. Именно посредством этот «даймониона» боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире является человек.

Основное внимание обращал на познание сути добродетели. «Как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель?» Познание сути добродетели является предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Основные добродетели:

Сдержанность (как укрощать страсти)

Мужество (как преодолеть опасность)

Справедливость (как соблюдать бож. и чел. законы)

Добродетели считал вечными и неизменными.

Первая попытка классификации форм гос-ва, опираясь на религиозно-этический рационализм. Основные гос. формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильная и нравственная только аристократия (власть небольшого кол-ва образованных и нравственных людей).

Философский метод Сократа. Цель – достичь истину обнаружение противоречий в утверждениях противника при помощи правильно подобранных вопросов (сократовская ирония). Но эта ирония – не самоцель, цель – обрести самих себя. Маевтика (повивальное искусство) – обретение нового познания как основы истинной нравственности.

Цель метода Сократа – обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила индукция. Она должны была достичь общего, нравственной основы человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией – понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Она служит понятийным упорядочением достигнутого знания.

Сократовский метод послужил источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Реклама: 

Copyright © Человек и информационное общество
Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла